Что нужно знать, общаясь с ГАИ

 Ситуация первая: на проселочной дороге, вдали от пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом гаишник (сотрудник милиции), рядом служебный автомобиль.

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения вы обязаны остановиться.

Оптимальные действия: останавливаетесь, но из автомобиля не выходите. Двери блокируете и просите проверяющего показать удостоверение. Запишите все его данные (ФИО, должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг дело дойдет до прокуратуры, вам не придется вспоминать, кто вас останавливал. Конфликт не обостряйте.

Ситуация вторая: вы знаете, что ничего не нарушали, но гаишник пытается «докопаться» по мелочам.

Согласно закону: п. 5.5 Постановления КМУ от 14 апреля 1997 г. № 341 «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» запрещает останавливать автотранспорт, если водитель ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях.

Оптимальные действия: сразу спросите проверяющего: «А что я нарушил?» Если вас остановили, чтобы «подзаработать», вам ответят, что вы, например, не были пристегнуты ремнем безопасности. Говорите, что отстегнулись, пока гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор – нарушитель постановления (см. выше).

Ситуация третья: глухой ночью вдали от населенных пунктов вас пытается остановить гаишник или милиционер. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам весьма подозрительной…

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г. «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» одиночным нарядам и нарядам на автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили для проверки в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время проведения специальных операций.

Оптимальные действия: закон тут вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации. Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто. Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорога вам знакома, автомобиль в порядке, лучше гнать без оглядки. Однако вы обязательно должны остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять, если проверка на проселке была все же законной.

Ситуация четвертая: вас останавливает сотрудник милиции в форме, но без полосатого жезла.

Согласно закону: по Приказу МВД Украины №482 от 30 июня 1998 г. требование об остановке должно подаваться жезлом.

Оптимальные действия: вы можете спокойно проезжать мимо. Если милиционер вам машет рукой, то есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны.

Ситуация пятая: Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль.

Согласно закону: в соответствии с п. 2.4 Правил дорожного движения водитель должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника милиции, но не гражданских лиц.

Оптимальные действия: нет формы – скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина – не аргумент для остановки.

Ситуация шестая: на дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН.

Согласно закону: в подпункте «б» п. 2.4 Правил дорожного движения сказано, что водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля.

Оптимальные действия: одно дело, если вас проверяют действительно гаишники. И совсем другое – если тот же выхлоп хочет замерить посреди дороги непонятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество «левых» фирм, чьи работники в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили машины «для проверки уровня СО и СН». Если нарветесь на такую псевдопроверку, вежливо объясните ее незаконность и потребуйте предъявить удостоверения и т. д. Как правило, после этого жертву отпускают.

Ситуация седьмая: вас остановили на КПП и сообщили, что 10 мин. назад вы проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места «преступления».

Согласно закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В Приказе МВД Украины от 30 июня 1998 г. №482 говорится, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки транспортного средства.

Оптимальные действия: скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять по нему протокол – это подлог.

Ситуация восьмая: при составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как свидетелей, аргументируя свои действия заученной фразой: «Пассажиры – не свидетели, а заинтересованные лица».

Согласно закону: по всем действующим кодексам Украины свидетелем является каждый человек, которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности показаний пусть определяет суд.

Оптимальные действия: если свидетели не были вписаны в протокол – впишите их самостоятельно. В протоколе для этого есть специальная графа – «По сути нарушения объясняю». И только после этого подписывайте протокол.

Ситуация девятая: сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль.

Согласно закону: обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением протокола обыска.

Оптимальные действия: обычно после того как вы потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т. д., сотрудники милиции теряют к вам интерес.

Немаловажный вопрос – как отличить инспектора ДПС от сотрудника иной правоохранительной или силовой структуры? Согласно правилам, сотрудники ДПС (служба входит в структуру ГАИ МВД Украины) должны быть одеты в темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток – в жилеты с желтыми светоотражающими полосами и надписью «ДПС».

Кроме того, прежние значки на куртке (введенные не так уж и давно) отменяют. Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны пятиконечную звезду, а с другой – металлическую табличку. На звезде будет название региона, а на табличке – фамилия, имя и отчество гаишника. В некоторых областях Украины, кстати, такая форма уже появилась.

Источник:  cartuning.ucoz.ua

Запись опубликована в рубрике ГИБДД и ДТП. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий